Учебно-практическое пособие для дистанционного обучения студентов всех специальностей Караганда-2001 - страница 29

^ 7.5 Причины и социально-экономические последствия инфляции
Причиной инфляционной волны является деятельность Центрального банка, занимающегося эмиссией денег, чтобы обеспечить нормальное то­варное обращение. Увеличение выпуска денег связано с дефицитом го­сударственного бюджета, когда его расходы превышают доходы, прово­дится милитаризация экономики. Это связано также с подчинением На­ционального банка непосредственно правительству, которое покрывает все его расходы, выдает субсидии, кредиты и списывает долги креди­та. Это является характерным почти для всех стран СНГ.

Одним из главных источников инфляции является монополия. Она, сокращая конкуренцию, ведет к уменьшению предложения, за счет чего устанавливают монопольно- высокие цены. В нашей республике, где действуют дефицитные, уникальные (особенно в добывающих отраслях) предприятия, давление монополий на цены весьма остро ощутимо.

Причиной роста инфляции является также непомерно высокие налоги, процентные ставки за кредит. Эти факторы приводят к:

а) сокращению предложения из-за невыгодности производства, что усиливает давление на рынок спроса;

б) переложение высоких издержек на цены выпускаемой продукции, что приводит к росту цен.

Внешним толчком инфляции становится рост цен на мировых рынках, что приводит к импортизации инфляции в страну в виде издержек. Для Республики Казахстан одним из факторов инфляции является развал Советского Союза и СЭВ, что привело к разрыву экономических связей и сокращению предложения товаров, а также спроса на наше сырье. Из-за разрыва хозяйственных связей деньги перестали выпол­нять функции средства платежа и обращения товаров. Это привело к бартерному обмену, приводившему к усилению инфляции и сокращению функций нормального товарно-денежного рынка.

Однако, главной причиной инфляционного взрыва в 90 х годах в Казахстане и других странах СНГ был и остается бюджетный дефицит, распад сельского хозяйства, развал промышленности, ее сырьевой направленности и сокращение нормального эффективного производства.

Многообразные противоречивые последствия инфляции заключаются:

Во-первых, она приводит к перераспределению национального дохо­да и богатства между различными группами общества, экономическими и социальными институтами. Прогрессивная система налогообложения, способствующая повыше­нию изъятия сбережений в домохозяйствах, приводит к перераспределе­нию доходов (накопленных) от старых к молодым членам общества.

Во-вторых, высокие темпы инфляции и резкие изменения структуры цен усложняют планирование фирм и домохозяйств, с увеличением неоп­ределенности и риска ведения бизнеса. Платой за это является рост процентной ставки за кредиты, понижение прибыли, благосостояние нации и занятость.

В третьих, изменяется структура общества, снижается политическая стабильность и возрастает социальная напряженность.

В-четвертых, с созданием «открытого» сектора экономики снижа­ется конкурентоспособность национальных товаров, что приводит к увеличению импорта и сокращению экспорта, росту безработицы и разорению товаропроизводителей.

В-пятых, возрастает спрос на более стабильную иностранную ва­люту из-за утечки капитала за границу усиливается спекуляция на валют­ном рынке и происходит ускорение роста цен.

В-шестых, снижается реальная стоимость сбережений, повышается спрос на реальные активы. Ускорение инфляции подстегивает рост спроса в экономике, приводит к бегству от денег. Фирмам и домохо­зяйствам приходится увеличивать дополнительные затраты на покупку реальных активов.

В-седьмых, с изменением структуры и уменьшением реальных дохо­дов государственного бюджета сужается возможность экстенсивной фискальной и монетарной политик. Запускается механизм их воспроизводства (печатания).

В-восьмых, умеренная инфляция, сокращая незначительно реальные доходы населения, заставляет его работать больше и лучше. Следова­тельно, ползучая инфляция - есть «плата» за экономический рост и является для него стимулом. Дефляция, напротив, приводит к снижению занятости и загрузке производственных мощностей.

В-девятых, происходят разнонаправленные движения оптимальных цен и объемов производства различных товаров.

Согласно теории «ускорения инфляции» на долгосрочных временных интервалах, повышение темпов инфляции из года в год помогают под­держивать реальный объем производства выше своего собственного уровня.
^ 7.6 Система антиинфляционной политики.
Антиинфляционная политика - есть совокупность институтов государственного регулирования инфляций. С середины 60 х годов стали применяться общие для всей экономики мероприятия по прямому и косвенному регулированию цен.

Прямое регулирование проводилось в рамках политики доходов. Условно можно выделить два направления политики доходов: 1) уста­новление ориентиров, для роста зарплаты, цен; 2) прямой контроль над зарплатой и ценой. С их помощью пытались уменьшить рост реальных доходов и цен. В качестве ориентиров применялись максимальные пределы роста цен и ставок зарплаты. Сущность данного подхода заключается в том, что доходы работников по найму регулируются непосредственно, а прибыль – косвенно, через цены.

Контроль обычно применяется путем принятия законов об одновре­менном «замораживании» на определенный срок цены и зарплаты. По от­ношению к наемным работникам политика доходов имеет дискриминационный характер, поскольку государство сильнее контролирует зарплату, нежели цены.

Законодательное ограничение цен может привести к развитию теневого рынка таких товаров, цены на которые повысить очень выгодно (спиртные напитки, табачные изделия и др.). Другим способом обхода ограничения цен является снижение качества и веса фасованных про­дуктов.

Эффективность проводимой политики доходов в 60-е годы в стра­нах с рыночной экономикой оказалась низкой, поэтому с середины 70-х годов все рыночные, развитые страны отказались от нее.

К косвенным методам воздействия на цены относятся «дефляцион­ные» мероприятия монетарной и фискальной политики. Первоначально они применялись в рамках антициклической политики. По мере роста инфляции Центрбанк вводит ограничения на рост денежной массы, объем предоставляемых кредитов, повышения учетной ставки и норм обязательных резервов от продажи государственных ценных бумаг на открытом рынке.

Кроме ограничения количества денег в обращении, государство пы­талось уменьшить совокупный спрос фискальными методами: ограничени­ем государственных закупок и инноваций, повышением ставок прямых и косвенных налогов, определением норм амортизационных отчислений. Однако, такие избавления от стагфляции и инфляции оказались слишком тяжелыми для экономики.

Сокращение совокупного спроса возможно только при помощи де­нежной реформы конфискаций, замораживания сбережений, что снижает уровень ликвидности, поощрения покупок недвижимости: драгоценностей, что должно установить давление спроса на потребительском рынке.

Сокращение потребительского спроса связывается с уменьшением бюджетного дефицита за счет снижения социальных программ и поддер­жания дотациями и субсидиями неэффективного производства.

Итак, задействовано 2 блока монетарной борьбы с инфляцией, стимулирование предложения и сокращение совокупного спроса, претворяемые в три этапа (см. схему 7.4).

На первом этапе проводится конфискационная денежная реформа; на втором происходит сокращение бюджетного дефицита и удорожание кредита; на третьем снижаются налоговые ставки.

На первом и втором этапах используются рычаги, снижающие совокупный спрос, на третьем – рычаги стимулирующие рост товарной мас­сы. В целом монетарная программа придерживается концепцией открытого рынка.

Схема 7.4.

1 ЭТАП:




2 ЭТАП:




3 ЭТАП:




Рецепты монетаристов по сдерживанию спроса тяжело переносятся на­селением и должна дать эффект в короткие сроки. В этих целях они предлагают дорогой кредит, что становится недоступным для малоэф­фективных предприятий и они разоряются. На рынки выходят сильные производители, которых правительство поощряет более низкой ставкой налогов, которые быстро наполняют рынок и цены начинают падать.

Монетаристские рецепты были широко использованы всеми развиты­ми странами мира (в США – рейганомика, Англии – тетчеризм и др.) и странах СНГ, в том числе Казахстане. Такой метод борьбы с инфляцией должен дать впоследствии сравнительно длительный и эффективный подъем экономики. Это уже наблюдается в постепенном оживлении нашей экономики.

Особенность инфляции в нашей стране - чрезмерный бюджетный де­фицит. Убрать его было возможно двумя путями: увеличить доходную часть бюджета за счет роста налогов или сократить расходы государс­тва. В условиях дефицитной экономики бремя налога легко переклады­вается на цену, что усиливает инфляцию, а долгосрочные большие на­логи сдерживают инвестиции, что тормозит рост предложения. Борьба с инфляцией становится бесперспективной, так как государство лишается налоговых поступлений в бюджет из-за низких инвестиций.

В борьбе с инфляцией правительство Казахстана идет по пути уменьшения бюджетного дефицита - сокращению государственных расхо­дов путем снижения военных расходов, сокращения дотаций и к сожале­нию, сокращения социальных программ.

В условиях высокомонополизированного хозяйства переход к антиинфляционной денежной политике осуществляется постепенно, параллельно с разгосударствлением экономики, с ее демонополизацией, при­ватизацией и созданием рыночной инфраструктуры.

Введение национальной валюты – тенге 15 ноября 1993 года вмес­то старого российского рубля образца 1962 1993 гг. дало возмож­ность на определенный уровень снять денежную инфляцию путем конфис­кации старых денежных знаков. Тенге стала единственным законным платежным средством в нашей республике. Ввод собственной валюты как исторически, так и экономически значительный факт для суверенного молодого государства, впервые вступившего на самостоятельный экономический путь развития.

4992450831868274.html
4992545641945195.html
4992656095825210.html
4992829193121854.html
4993006005348602.html