ТЕМА 33. СПЕЦИАЛЬНЫЕ НАЛОГОВЫЕ РЕЖИМЫ - Лекции по дисциплине налоговоеправ о

^ ТЕМА 33. СПЕЦИАЛЬНЫЕ НАЛОГОВЫЕ РЕЖИМЫ


План:

  1. Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог – ЕСХН)

  2. Упрощенная система налогообложения

  3. Единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности

  4. Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции


Специальный налоговый режим - особый порядок исчисления и уплаты налогов и сборов в течение определенного периода времени, применяемый в случаях и в порядке, установленных Налоговым кодексом РФ и принимаемыми и соответствии с ним федеральными законами. В разделе VIII. 1 Кодекса выделены четыре специальных налоговых режима (гл. 26.1 – 26.4).

Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог - ЕСХН)

Сельскохозяйственные товаропроизводители - это организации и индивидуальные предприниматели, производящие сельскохозяйственную продукцию (выращивающие рыбу), осуществляющие ее переработку и реализующие эту продукцию.

В соответствии с законодательством ЕСХН применяется наряду с общим режимом налогообложения. Переход на уплату данного налога осуществляется добровольно. Экономический субъект, уплачивая ЕСХН и страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, освобождается от уплаты: налога па прибыль организаций (НДФЛ - в отношении индивидуальных предпринимателей), НДС, налога на имущество организаций (налога па имущество физических лиц - в отношении индивидуальных предпринимателей), а также ЕСН.

Налогоплательщиками являются организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на уплату единого налога в установленном законом порядке. Не имеют права перейти на уплату ЕСХН: субъекты, занимающиеся производством подакцизных товаров; субъекты, переведенные на систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности; организации, имеющие филиалы и представительства.

Объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов. Расходами признаются затраты после их фактической оплаты. Порядок определения и признания доходов и расходов регулируется Кодексом.

При определении объекта налогообложения установлен закрытый перечень расходов, которые уменьшают полученные налогоплательщиками доходы. В перечень включено 28 позиций, например расходы па приобретение (ремонт) основных средств, на оплату труда, обязательное страхование работников и имущества; расходы на повышение квалификации кадров и др.

Налоговая база - денежное выражение доходов, уменьшенных на величину расходов; при ее определении доходы н расходы исчисляются нарастающим итогом с начала налогового периода.

^ Налоговый период - календарный год. Отчетным периодом признается полугодие.

Налоговая ставка установлена в размере 6%.

Порядок исчисления. Единый налог исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы. По итогам отчетного периода налогоплательщик определяет сумму авансового платежа но налогу исходя из налоговой ставки и фактически полученных доходов, уменьшенных на величину расходов, рассчитанных нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания полугодия.

^ Порядок уплаты. Уплаченные авансовые платежи засчитываются в счет уплаты ЕСХН по итогам налогового периода. Уплата ЕСХН и авансового платежа производится но местонахождению организации (месту жительства индивидуального предпринимателя).

Организации по истечении налогового (отчетного) периода представляют в налоговые органы налоговые декларации не позднее 31 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом (не позднее 25 дней со дня окончания отчетного периода). Индивидуальные предприниматели представляют налоговые декларации в налоговые органы не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Налоговый платеж по ЕСХН уплачивается не позднее срока, установленного для подачи налоговых деклараций за соответствующий налоговый период.


Упрощенная система налогообложения

Упрощенная система налогообложения (УСН) предусматривает уплату единого налога вместо уплаты нескольких налогов. Единый налог заменяет: налог на прибыль организации (для индивидуальных предпринимателей - НДФЛ); налог на добавленную стоимость; налог на имущество; единый социальный налог. Исчисление и уплата других налогов и сборов осуществляются плательщиками в соответствии с общим режимом налогообложения. Кроме того, организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся плательщиками единого налога, уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в соответствии с законодательством РФ.

Налогоплательщики. Действие данного налогового режима распространяется на субъекты малого бизнеса индивидуальных предпринимателей и организации, годовой оборот которых не превышает 15 млн руб. (с 1 январи 2006 г. 20 млн руб.), а число работающих на предприятии не превышает 100 человек.

Существует ряд других законодательных ограничений на применение УСН. К ним относятся:

• ограничения на виды деятельности - не имеют право применять данную систему банки; страховщики; негосударственные пенсионные фонды; инвестиционные фонды; профессиональные участники рынка ценных бумаг; ломбарды; организации и индивидуальные предприниматели, занимающиеся производством подакцизных товаров, и др.;

• ограничения по организационной структуре - не вправе применять упрощенную систему организации, имеющие филиалы и (или) представительства;

• ограничения на виды юридических взаимоотношений между партнерами - не могут уплачивать единый налог организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся участниками соглашений о разделе продукции;

• ограничения на применение других режимов налогообложения - распространяются на субъекты, переведенные на систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности или единого сельскохозяйственного налога;

• ограничения на размер участия других организаций в деятельности данной организации (доля непосредственного участия не более 25%);

• лимит на остаточную стоимость основных средств и нематериальных активов, находящихся в собственности организации, который не должен превышать 100 млн руб.

Объект налогообложения в рамках упрошенной системы может выступать в одной из двух предложенных законодателем форм:

• доходы;

• доходы, уменьшенные на величину расходов.

Выбор объекта обложения осуществляется самим налогоплательщиком. С 1 января 2006 г. субъекты, применяющие УСН, могут менять объект налогообложения (доходы или доходы за минусом расходов). Такую перемену можно совершить по истечении трех лет работы с начала перехода на УСН (ст. 346.14 Кодекса). В законодательстве подробно раскрыты все виды расходов и доходов налогоплательщика при определении объекта обложения, в нем приведен порядок признания доходов и расходов (ст. 436.15 – 346.17 Кодекса). Так, например, малые предприятия при покупке основных средств могут сразу же списывать их стоимость, они могут вычитать из налогооблагаемой базы проценты по кредитам, арендные платежи, командировочные расходы, расходы на рекламу и др.

^ Налоговый период - календарный год, а отчетный период первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.

Налоговые ставки. В зависимости от выбранного объекта налогообложении применяется та или иная налоговая ставка:

• если налогоплательщик платит налог с дохода, то ставка равна 6%;

• если налогоплательщик платит налог с дохода, уменьшенного на величину расходов, ставка составляет 15%.

В случае отсутствия прибыли предприниматель будет обязан выплатить налог и размере 1% выручки.

^ Порядок исчисления налога. Налог исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.

Процедура исчисления единого налога состоит в следующем. Налогоплательщики по итогам каждого отчетного периода исчисляют сумму квартального авансового платежа по налогу. Они исходят из ставки налога и фактически полученных доходов (или доходов, уменьшенных на величину расходов), рассчитанных нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания соответственно первого квартала, полугодия, девяти месяцев с учетом ранее уплаченных авансов. Уплаченные авансовые платежи по налогу насчитываются в счет уплаты налога по итогам налогового периода. Уплата налога и квартальных авансовых платежей по налогу производится по месту нахождения организаций (месту жительства индивидуального предпринимателя),

^ Порядок уплаты. Налог, подлежащий взносу в бюджет по истечении налогового периода, уплачивается не позднее срока, установленного для подачи налоговых деклараций. Налогоплательщики-организации должны представлять эти декларации по итогам года не позднее 31 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом, а но итогам отчетного периода - не позднее 25 дней со дня окончания соответствующего отчетного периода. Квартальные авансовые, платежи уплачиваются не позднее 25-го числа первого месяца, следующего за истекшим отчетным периодом.

Индивидуальные предприниматели по истечении налогового периода представляют налоговые декларации в налоговые органы по месту своего жительства не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом. Налоговые декларации по итогам отчетного периода представляются ими не позднее 25 дней со дня окончания соответствующего отчетного периода.

Организациям, перешедшим на данный налоговый режим, не надо вести полномасштабный бухгалтерский учет: они ведут Книгу доходов и расходов, а также учет основных средств и нематериальных активов и порядке, предусмотренном законодательством РФ о бухгалтерском учете. Предприниматели ведут лишь Книгу доходов и расходов в порядке, установленном гл. 26.2 Кодекса. Они используют кассовый метод начисления выручки, т. е. налог уплачивается ими только после получения реальных денег, а не после формального прохождения сделки по документам.

Новации с 1 января 2006 г. весьма важны для налогоплательщиков. Во-первых, размер дохода за 9 месяцев, дающего право перейти на УСН, повышается с 11 до 15 млн руб. Увеличивается объем ежегодных доходов, позволяющий работать по УСН, до 20 млн руб. При этом с 1 января 2007 г. сумма дохода будет ежегодно индексироваться на величину инфляции.

Во-вторых, изменяется порядок определения доходов и расходов. В частности, разрешено не включать в состав доходов дивиденды, с которых уже удержан налог на прибыль или НДФЛ, что исключает возможность двойного налогообложения. Расширяется список расходов организаций, которые могут уменьшать доходы на издержки по судебным разбирательствам, выплате вознаграждений по посредническим договорам, по услугам гарантийного ремонта и обслуживания, обязательной оценке и сертификации продукции, подготовке и переподготовке штатных сотрудников. В торговле «упрощенцам» предоставлено право учитывать в расходах траты, непосредственно связанные с реализацией товаров (храпение, обслуживание, транспортировка).

В-третьих, вновь разрешено применять ^ УСН на основе патента. Право перехода на этот специальный режим предоставлено индивидуальным предпринимателям, не привлекающим наемных работников (в том числе по договорам гражданско-правового характера), и осуществляющим один из 58 видов предпринимательской деятельности, перечень которых определяется Кодексом. Власти региона, на территории которого зарегистрирован предприниматель, должны принять закон о применении этого специального режима на территории субъекта уточнив конкретные списки видов патентной деятельности.

Регионы также устанавливают стоимость патента, для чего по каждому виду деятельности законодательно определяется величина дохода, который потенциально может получить предприниматель от данной деятельности за год. Годовая стоимость патента равняется величине этого дохода, умноженного на 6 %.

Переход на уплату налога по патенту - дело сугубо добровольное, и предприниматель вправе применять «обычную» УСН даже если его деятельность окажется в «патентном» перечне. Перейти на новый режим можно с начала любого квартала, а использовать его - в течение квартала, полугодия, девяти месяцев или года. Если патент приобретен менее чем на год, его стоимость также будет пропорционально снижена (ст. 346.25.1 Кодекса).

О желании получить патент предприниматель должен уведомить соответствующим заявлением налоговую инспекцию, в которой состоит на учете. Сделать это необходимо не менее чем за месяц до перехода. Выдачу патента (или уведомление об отказе) налоговые органы обязаны произвести в 10-дневный срок.

Оплата патента производится в два приема: треть - в течение 25 дней после начала применения нового налогового режима, а оставшаяся часть - не позднее 25 дней после окончания срока действия патента. Если предприниматель первую масть оплаты внесет несвоевременно или не полностью, право на «патентную» УСН будет потеряно.


Единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности

Единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД) - это налог на хозяйственную деятельность в виде промысла, приносящего доход. Он предусматривает уплату единого налога вместо налога на прибыль организаций (для индивидуальных предпринимателей - НДФЛ), налога на добавленную стоимость, налога на имущество и единого социального налога.

Этот специальный налоговый режим вводится в действие законами субъектов РФ. Регионы самостоятельно решают вопрос о введении на своей территории ЕНВД. Однако в отличие от УСН переход с традиционной системы обложения на уплату ЕНВД носит обязательный характер,

Законами субъектов Федерации определяются: порядок введения единого налога на территории субъекта РФ; конкретные виды предпринимательской деятельности, в отношении которых вводится единый налог; значения корректирующего коэффициента базовой доходности.

В соответствии со ст. 346.26 Кодекса действие единого налога распространяется на следующие виды предпринимательской деятельности:

• оказание бытовых услуг (ремонт обуви, металлоизделий, одежды, часов и ювелирных изделий; обслуживание бытовой техники и оргтехники; услуги прачечных, химчисток и фотоателье; парикмахерские услуги и др.);

• оказание ветеринарных услуг;

• оказание услуг по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств;

• розничная торговля через магазины (с площадью торгового зала не более 150 кв. м), палатки, лотки и другие объекты торговли, в том числе не имеющие стационарной торговой площади;

• оказание услуг общественного питания;

• автотранспортные услуги по перевозке пассажиров и грузов, осуществляемых организациями и индивидуальными предпринимателями, использующими не более 20 автомобилей.

В данной системе налогообложения используются следующие специфические понятия (ст. 346.27 Кодекса):

• вмененный доход - потенциально возможный доход налогоплательщика единого налога, рассчитываемый с учетом совокупности факторов, непосредственно влияющих на получение указанного дохода, и используемый для расчета величины единого налога по установленной ставке;

• базовая доходность - условная месячная доходность в стоимостном выражении на ту или иную единицу физического показателя, характеризующего определенный вид предпринимательской деятельности в различных сопоставимых условиях, которая используется для расчета величины вмененного дохода;

• корректирующие коэффициенты базовой доходности - коэффициенты, показывающие степень влияния того или иного фактора на результат предпринимательской деятельности, осуществляемой на основе свидетельства об уплате единого налога, а именно:

• К1 - коэффициент, учитывающий совокупность особенностей ведения предпринимательской деятельности в различных условиях (например в зависимости от места расположения внутри населенного пункта);

• К2 - коэффициент, учитывающий совокупность прочих особенностей ведения предпринимательской деятельности (ассортимент товаров (работ, услуг), сезонность, время работы, величину доходов и др.);

• КЗ - коэффициент-дефлятор, соответствующий индексу изменения потребительских цен на товары (работы, услуги) в Российской Федерации.

Налогоплательщиками по видам деятельности являются организации и индивидуальные предприниматели, которые обязаны:

• встать на учет в налоговых органах по месту осуществления предпринимательской деятельности в срок не позднее пяти дней с ее начала;

• производить уплату единого налога, установленного в соответствующем субъекте Федерации.

Следует отметить, что субъектам, переведенным на уплату ЕНВД, предоставлено право применения УСН в отношении видов деятельности, не переведенных на уплату единого налога на вмененный доход. При этом ограничения, указанные в ст. 26.2 Кодекса, должны соблюдаться налогоплательщиками исходя из всех видов осуществляемых видов деятельности.

^ Объект налогообложения - вмененный доход налогоплательщика. Этот показатель формируется на основе базовой доходности с помощью системы повышающих или понижающих коэффициентов.

^ Налоговая база - величина вмененного дохода, рассчитываемая как произведение базовой доходности по определенному виду предпринимательской деятельности и величины физического показателя, характеризующего данный вид деятельности (в ст. 346.29 Кодекса приведены физические показатели, характеризующие определенный вид деятельности, и базовая доходность в месяц). Базовая доходность корректируется (умножается) на коэффициенты К1, К2, КЗ.

^ Налоговый период - квартал.

Ставка единого налога (вместо пяти указанных выше) составляет 15% вмененного дохода.

Сроки уплаты. Уплата единого налога производится налогоплательщиком по итогам налогового периода не позднее 25-го числа первого месяца следующего налогового периода.

Налоговые декларации по итогам квартала представляются налогоплательщиками в налоговые органы не позднее 20-го числа первого месяца следующего налогового периода.

^ Новации с 1 января 2006 г. в отношении ЕНВД связаны с введением в действие Федеральных законов от 29 июля 2004 г. № 95-ФЗ, от 18 июня 2005 г. № 63-ФЗ и от 18 июня 2005 г. № 64, а именно:

• полномочия по введению ЕНВД передаются с регионального на местный уровень. Поправки, внесенные в законодательство, позволяют местным властям устанавливать ЕНВД в отношении не только всех предусмотренных законом бытовых услуг, но и отдельных групп, подгрупп и видов таких услуг;

• корректирующий коэффициент К1 отменяется, а коэффициенту-дефлятору присваивается код К1;

• корректирующий коэффициент К2 будет определяться как произведение значений, учитывающих влияние на результат предпринимательской деятельности тех или иных факторов. Эти значения устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, т. е. местные власти получили право устанавливать порядок расчета данного корректирующего коэффициента.


Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции

Соглашение о разделе продукции (СРП) - договор, в соответствии с которым Российская Федерация предоставляет инвестору на возмездной основе и на определенный срок исключительные права на поиски, разведку, добычу минерального сырья на участке недр, указанном в соглашении, и на ведение связанных с этим работ. Режимом СРП предполагается, что добываемая продукция делится на три основные части. Первая из них остается в распоряжении инвестора как компенсация его затрат. Вторая часть принадлежит государству, и третья - прибыльная часть продукции - также остается в распоряжении инвестора.

^ Налогоплательщиками и плательщиками сборов, уплачиваемых при применении специального налогового режима, признаются организации, являющиеся инвесторами такого соглашения. При выполнении СРП налогоплательщики подлежат постановке на учет в налоговом органе по месту нахождения участка недр, предоставленного

инвестору.

^ Порядок налогообложения. Специальный налоговый режим предусматривает замену уплаты совокупности налогов и сборов, установленных законодательством, разделом продукции (прибыльной доли продукции, передающейся государству). То есть в отличие от других специальных налоговых режимов система налогообложения при выполнении СРП предусматривает замену ряда налогов не другим налогом, а. неналоговым платежом, размер которого определяется в договорном порядке.

От условий раздела продукции зависит или уплата инвестором определенных налогов, или его освобождение от их уплаты. При этом в ряде случаев предусмотрено возмещение инвестору сумм уплаченных налогов, в том числе за счет соответствующего уменьшения доли произведенной продукции, передаваемой государству.

Специальный налоговый режим по существу включает в себя две подсистемы налогообложения:

• СРП с уплатой налога на добычу полезных ископаемых и определением компенсационной продукции. В этом случае инвестор должен уплачивать следующие налоги и сборы: 1) НДС; 2) налог на прибыль организаций; 3) ЕСН; 4) НДПИ; 5) платежи за пользование природными ресурсами; 6) плата за негативное воздействие на окружающую среду; 7) плата за пользование водными объектами; 8) государственная пошлина; 9) таможенные сборы; 10) земельный налог; 11) акциз;

• СРП на условиях прямого раздела продукции. В данном случае инвестор уплачивает: 1) ЕСН; 2) государственную пошлину; 3) таможенные сборы; 4) НДС; 5) плату за негативное воздействие на окружающую среду.

Инвестор может быть освобожден от уплаты региональных и местных налогов и сборов по решению соответствующего законодательного органа государственной власти или представительного органа местного самоуправления.

Законодательством предусмотрены особенности определения налоговой базы по отдельным налогам. Кратко укажем на некоторые из них.

^ Налог на добавленную стоимость. При выполнении СРП от обложения НДС освобождаются некоторые операции между инвесторами, между инвестором и государством. Инвестору по СРП возмещается НДС в случае, если налоговые вычеты по нему превышают исчисленную сумму налога. При несвоевременном возмещении НДС начисляются проценты.

^ Налог на добычу полезных ископаемых. Для СРП введена исключительно твердая ставка налога. Налоговая база определяется как количество добытых полезных ископаемых; налоговая ставка (например, 340 руб. за тонну) умножается на коэффициент, характеризующий динамику мировых цен на нефть. При исполнении СПР применяется понижающий коэффициент 0,5.

^ Налог на прибыль организаций при выполнении СРП на условиях прямого раздела продукции не исчисляется и не уплачивается. Сумма потенциального налога на прибыль учитывается при определении пропорций раздела продукции. Ставка налога на прибыль при выполнении СРП - 24 %, и она применяется в течение действия всего срока СРП.

^ Налоговые декларации. Инвесторы должны представлять отдельные налоговые декларации в налоговые органы по месту нахождения участка недр по налогам, которые подлежат уплате при СРП соответствующего вида. Необходимо иметь в виду, что налогоплательщик представляет налоговые декларации по каждому налогу, по каждому соглашению отдельно от другой деятельности.



4979993239283201.html
4980103579779629.html
4980184632176260.html
4980241751099253.html
4980426331257942.html